Всероссийская научно-практическая конференция «Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации», посвященная памяти первого организатора научной профориентации в Республике Саха (Якутия), д.п.н., профессора кафедры педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – Анны Васильевны Мордовской

Статус: Завершен
Сроки проведения: 25.10.2018 года - 25.10.2018 года
Академик-секретарь отделения профессионального образования РАО,
Академик РАО С.Н. Чистякова
  22.10.2018 год


Дорогие друзья и коллеги!
 

Поздравляю вас со знаменательным днём – конференцией, посвящённой памяти дорогому нам человеку, Анне Васильевне Мордовской!

Анна Васильевна является основоположником профессиональной ориентации в Якутии. Ею созданы концепция и разработана система профессиональной ориентации oбучающихся в условиях непрерывного образования, с учётом экономических, региональных особенностей Республики Саха (Якутия), опубликовано более 150 научных работ, в том числе, монографий, научно-методических статей в области теории и практики подготовки детей и молодёжи к осознанному выбору профессионального будущего.

Анна Васильевна подготовила 17 кандидатов наук. Будучи проректором, заведующей кафедрой педагогики педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, она отличалась, свойственной только ей, организованностью, ответственностью, а главное, необыкновенной человечностью, способностью быть всегда полезной и нужной людям.

Не меньшая заслуга Анны Васильевны и в том, что она являлась значимым общественным деятелем в республике. Она вела активную общественную работу как член Президиума Союза женских организаций Республики Саха (Якутия). В течение шести лет была Президентом Лиги «Женщины-Ученые Якутии». По ее инициативе разработана Программа поддержки научной деятельности женщин, способствующая их профессиональному росту.

Анна Васильевна ˗ одна из лучших моих учениц. Под моим руководством она защитила кандидатскую и докторскую диссертации по профессиональной ориентации. В ходе подготовки диссертаций она проявила качества настоящего исследователя, способного защищать свои научные взгляды, а также с достоинством принимать замечания оппонентов. Я всегда ставлю её в пример другим своим ученикам.

Анну Васильевну можно характеризовать как наставника, настоящего профессионала, человека, способного дарить людям добро и радость. Я всегда называла её нашим солнышком, которое светит всегда своей научной эрудицией, своей искренностью, чистотой и теплом. Светлая ей память.

Я желаю участникам конференции не только продолжить научные традиции достойного учёного - Анны Васильевны Мордовской, но и привнести новое в нашу педагогическую науку и практику, успехов в воспитании поколения, способного быть полезным своей республике и родине в целом.


***

А.А. Григорьева, доктор педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, народный депутат Республики Саха (Якутия), заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

 Яркий пример бескорыстного служения науке

25 октября 2018 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Проблема наставничества в непрерывной подготовке обучающихся к профессиональной карьере: традиции и инновации», посвященная памяти первого организатора научной профориентологии в Республике Саха (Якутия), доктора педагогических наук, профессора Анны Васильевны Мордовской.

Организатором конференции была кафедра педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, которой руководила А.В. Мордовская. На конференции участвовали учёные и специалисты-практики в области профессионального образования и профориентации, занятости и молодёжной политики, руководители, педагогические работники и студенты образовательных организаций, представители работодателей, общественных организаций и объединений. В этот день, мы собрались, чтобы отдать дань уважения организатору и защитнику науки, неординарному ученому и преподавателю с разносторонними интересами, автору многочисленных научных трудов, вузовских и школьных учебников, по которым учатся студенты и школьники Республики Саха (Якутия).  

Я счастлива, что судьба свела в студенческие годы с Анной Мордовской, а годы скрепили нашу дружбу: вместе прошли аспирантские годы, затем докторантуру в г. Москве; более тридцати лет вместе проработали в  руководстве педагогического института. Мы защищали докторские диссертации в совете, членами которого были известные ученые, М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, А. Н. Леонтьев, А.М. Новиков, В.С. Леднев, С.Н. Чистякова, Б.М. Бим-бад и др., а научными руководителями были всемирно известные П.Р. Атутов, Г.Н. Волков. Мы учились с С.С. Кравцовым, Е.П. Никифоровой, Т.Т. Саввиновым и др., с будущими учеными из всех уголков России, представителями иностранных государств.  Влияние ее великих учителей В.Ф. Афанасьева, П.Р. Атутова, С.Н. Чистяковой было огромным, безусловно, сыграло ведущую роль в ее профессиональной карьере. В течение многих лет она талантливо и мудро руководила кафедрой педагогики. Ее фундаментальные исследования и разработки внесли существенный вклад в развитие непрерывного педагогического образования.  Широкая эрудиция, необычайное трудолюбие, ответственность, научная щедрость, желание способствовать научному росту коллег позволили ей стать известным ученым, авторитетом в научно-педагогическом сообществе; показать обществу и власти возможности педагогической науки; воспитать не одно поколение кандидатов и докторов; внести вклад в развитие образования и науки, процесс процветания гражданского общества. Под ее руководством вошли в храм науки семнадцать кандидатов наук, единомышленников, сразу ставших продолжателями ее дела. А.В. Мордовская по праву считалась одним из ведущих якутских ученых, была блестящим теоретиком, примером бескорыстного служения науке. Всегда элегантная,  доброжелательная, с милой улыбкой она являлась эталоном, образцом высочайшего профессионализма, тактичности, порядочности. Была личностью, которую судьба одарила всем: умом, женской красотой, талантом ученого и педагога. Успешно осуществляя научное руководство экспериментальными площадками, возглавляя Женский общественный университет, Лигу женщин-ученых Якутии, участвуя в работе диссертационного совета по педагогике, Союза женских организаций, она никогда не забывала главной цели ее жизни – подготовку высококвалифицированных кадров. Ее активная, плодотворная, научная, исследовательская, организаторская деятельность, несомненно, говорит об ее уникальности. Она являлась воплощением самых лучших черт ученого, гражданина, патриота. С ее именем связано появление новых перспективных направлений педагогики – профориентологии. В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей комсомола, который символично совпал, с юбилеем лучшей комсомолки, активистки, организатора комсомола в университете.

Каждая встреча с профессором Анной Васильевной Мордовской – это каскад творческих идей, инноваций, кладезь житейской мудрости. Она была всегда интересна: от выбора научных тем до выбора модных нарядов. Достоинство, интеллигентность, принципиальность - это отличительные особенности характера Анны Васильевны. Это пример сочетания деловой женщины, женщины - любящей матери, бабушки, обожаемой женщины - поможет многим поверить в свои силы и возможности. Ее выступления, интервью, участие в дискуссиях по самым острым проблемам развития образования зачастую играли решающую роль при согласовании и принятии основополагающих региональных и федеральных программ в сфере профориентации. Она находила силы, требующие невероятной концентрации физической и духовной энергии для работы в диссертационном совете по педагогическим наукам, различных экспертных советах; готовила и проводила блестящие научные конференции, семинары, совещания, консультации. 


***

Гермогенова Матрена Денисовна,
профессор - ветеран, наставник ПИ СВФУ, г. Якутск

  А. В. Мордовская  как  педагог-организатор (1958-2013) 

В освещении жизни и деятельности Анны Васильевны  Мордовской – педагога-профессора, практика-организатора профессионально-педагогической деятельности, лидера Лиги женщин-ученых республики, научного руководителя аспирантов, докторантов, заместителя директора педагогического института и т.д. пока только слова истинной признательности, благодарности  – большому ученому, мудрому педагогу, профессионалу высокого уровня, светлому, высококультурному человеку, прекрасной женщине и т.д.  Думаю, со временем, когда будут отмечаться очередные памятные даты педагогического образования в республике, университете, ее ученики – преемники  всесторонне проанализируют и  напишут о многостороннем богатом педагогическом наследии профессора А.В. Мордовской.

Я в своем рассказе-очерке постараюсь вспомнить и написать то, что считаю не только началом, но и стало, бесусловно, основой формирования у Ани-студентки ее мотива “достижения” цели – стать активной, успешной студенткой, жить интересной   студенческой  жизнью, а именно для этого, главное, включиться, решить, добиться, стать активной личностью-организатором.... И поэтому она, в студенческие годы, видимо, как будущий учитель, сразу решила  включиться в активную общественную работу педагогической направленности.  На первом же году обучения она  пришла  в коммуну “Факел” и стала до выпуска из  университета активным коммунаром-вожатым отряда “СПС” (“Союз пламенных сердец”). Кроме “СПС” в  коммуне были еще 2 отряда: “Эврика” на математическом, “Луч” у биологов. В  коммунарских отрядах круглый год в школах, по месту жительству, летом в пионеоских лагерях, лагерях труда и отдыха проводолись в системе по разным напрвлениям коллективные творческие дела (КТД) педагогической направленности.  Итоги подводились, перспективы опредлялись на осенних и весенних слетах коммунаров, праздничных  “Огоньках”  или на ежегодных конференциях по итогам летней пионерской практики.  Как правило,  на этих традиционных встречах  собиралось более сотни коммунаров-вожатых и их друзья - студенты и школьники.  Им особенно нравилось собираться и свободно общаться на слетах с ночевкой на базе пионерского логеря “Сокол”, где десяток лет начальником лагеря работала Людмила Николаевна Сыроед (первая коммунарка, старшая пионервожатая, учительница истории,  директор школы).

Как правило, за  любыми КТД (познавательными, эстетическими, трудовыми, спортивными)  стояли организаторы – “Совет дела”.

Аня Мордовская всегда была в числе организаторов  КТД, т.е. самым активным участником  “Совета дел” по любому направлению КТД (“Советом дела” называли тогда вместо  общепринятой “комиссия”...). В “Совете” любых дел, как было принято, обсуждали, советовались, выбирали лучшие идеи, варианты. Потом коллективно составляли план, программу КТД.  Все это называлось творческим подходом к проблеме любого КТД ... А  В “Комиссии”, традиционно за ранее   решали, утверждали, поручали,  выполняли и отчитывались. Я думаю, для Ани Мордоской этот опыт, опыт  активной организаторской работы по КТД в коммуне,  в детских клубах по месту жительству, в пионерском лагере “Сокол” два летних сезона, участие на слете КМС (Коммунарский Макаренковский Союз), проходившем тогда в городе металлургов Череповце, даром не прошли. А помогли ей итти по жизни как успешный организатор студенчекой молодежи в комсомольском комитете ЯГУ, аспирант-исследователь, ученый-педагог, организатор педагогического образования в университете и .д. И идейная направленность всех КТД коммунаров звучала тогда по-другому, а именно с четко выраженной гуманистической направленностью отношения к жизни как  “труд-забота об улучшении окружающей жизни”. А именно: труд-забота о себе, о людях, об окружающей жизни. При этом все это не делалось  формально, сухо, как задание или обязанность, а делалось обязательно творчески с соблюдением коммунарского общего закона: 

 “Романтику нашей жизни

  Не заменить ничем, -

  Каждое дело творчески,    

 Иначе -  зачем?”

Анна Васильевна всегда очень тепло отзывалась о тех 70-х студенческих годах «коммунарства». Мне, как руководителю коммуны «Факел», конечно же, было очень приятно. Я только радовалась и гордилась ее успехами в науке, общественной жизни университета и республики. Особенно, меня радовало, помогало самоутверждению то, что «Коммунарская методика» - как форма (путь) реализации идей Педагогики заботы о развитии творческой личности моего научного руководителя, академика Игоря Петровича Иванова работает успешно в нашем университете. Мы переписывались. Он всегда делился своими новыми идеями, советовал. На слетах КМС обязательно  встречался, беседовал с коммунарми - делегатами коммуны “Факел”. Аня тоже с восхищением рассказывала, как Игорь Петрович вместе с ними хорошо пел на вечернем “огоньке” слета, внимательно слушал ее рассказ о делах коммуны.

Мое убеждение, что  коммунарская методика  Иванова, как самый активный  метод организации воспитательной работы с детьми и молодежью и сейчас не имеет альтернативы. И, как утверждает его ученик-коммунар, доктор психологических наук, профессор В.Л. Ситников, педагогика И.П. Иванова - это «Педагогика Будущего в Настоящем».