Данилов Дмитрий Алексеевич,
доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и управление образованием ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск.
Совершенствование профессиональной подготовки Педагогов в новых условиях
Как известно, сегодня наблюдаются сложные изменения в социально-экономической области и во всех областях жизни в стране. И в этих условиях перед сферой образования стоит задача: подготовить растущего человека с осознанием своего «Я», с внутриличностным изменением, способного управлять собственным развитием, чтобы быть готовым радикально перестраивать жизненные условия в обществе. Решение этой задачи должно начинаться не столько со школьного возраста, а с раннего детства, что углубляет и расширяет горизонты социально-педагогического образования, направлением которого десять лет занимается кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием.
История кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием начинается с открытия в 2000 – 2001 учебном году кафедры управления образованием, что было связано с потребностью республики в высококвалифицированных руководителях образовательных учреждений. На кафедре была открыта специальность 061100 «Менеджмент организации» с квалификацией «менеджер» и заочная форма обучения со специализацией «Управление образованием». В 2003 году кафедра выпустила первых 16 специалистов на базе среднего специального и высшего образования.
На базе кафедры управления образованием в 2001 – 2002 учебном году был открыт факультет по управлению образовательными системами. Факультет готовил студентов по специальности «Менеджмент организации» с дополнительной квалификацией «Преподаватель», «Менеджмент молодежной сферы». На факультете функционировали кафедра управления образованием и кафедра педагогики и психологии высшей школы. Решением Ученого совета ЯГУ в 2001 г. на их базе открылась новая специальность «Педагогика и психология» со специализациями «Практическая психология в образовательных учреждениях» и «Внутришкольное управление». И в 2006 г. на их основе была открыта кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления образованием со статусом выпускающей.
И сегодня с развитием общества особо нашего внимания требует проблема, связанная с тщательным изучением особенностей состояния и самого процесса развития Детства, реально происходящего в современном измененном мире. Это обусловлено как изменениями ребенка, объективно определяемыми общей ситуацией, так и характером саморазвития Детства в его историческом движении. Как подчеркивают специалисты, жизненное пространство современного ребенка не просто другой мир, но другое восприятие им этого мира, его пространства. Со всем этим связаны проявляющиеся во всех периодах Детства напряжения в психофизиологическом, нейропсихическом, психическом развитии ребенка.
Традиционно в нашем социуме успешно работали привычные механизмы социализации и воспитания детей, характеризующиеся общественным контролем и причастностью, ответственностью взрослых за детей. Все это нынче потеряно, так как детское сообщество не насыщается позитивными установками, не вооружаются растущие люди умениями выбора, им не предлагаются адекватные их потребностям формы конструктивной деятельности.
Значимые потери отмечаются в сферах психического развития дошкольника, что связано с субъективными факторами. В данном контексте как проблему следует подчеркнуть то, что в стране произошла подмена ведущего типа деятельности дощкольника с игровой на функционирующую форму образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психического развития. В дошкольные детские учреждения повсеместно вводятся обучающие программы с привлечением игровых действий, тогда как следует расширять, дополнять, развивать игровую деятельность, вводя в нее образовательные компоненты. Как следствие этого сюжетно-ролевая игра дошкольника у большинства детей 3—6 лет остается примитивной на уровне предметных действий. Но неразвитая игра не выполняет в психическом развитии ребенка функцию ведущей деятельности, в результате новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.), остаются у дошколят несформированными. У них не формируется способность к произвольным действиям. И требуется совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.
Другие проблемы, требующие совершенствования профессиональной подготовки педагогов, имеются в системе общего и профессионального образования. Как известно, первоначально появилась догматическая модель процесса обучения. Традиционно долгое время деятельность педагога в таком обучении состояла, в «подаче догматических словесных формулировок», а деятельность обучающихся в «заучивании словесных формулировок без понимания изучаемого». Иначе, процесс учения представлял не что иное, как самостоятельную деятельность механической памяти обучающегося, результатом которой был зазубренный без понимания учебный текст.
В соответствии с новыми условиями жизнедеятельности в учебных заведениях, начиная с начального образования, идеальной моделью деятельности учащегося является процесс самоучения. Это связано с тем, что в обществе появляется огромный поток информации, которую следует сохранить, переработать, усвоить. Перед учителем стоит задача – обеспечить высокий уровень овладения учащимися учебной информацией и способами ее обработки. Иначе, в процессе обучения учитель добивается того, чтобы ученик стал тем, кто умеет отделять известное от неизвестного, знает, что искать в справочнике, умеет ставить учебные цели, т.е. тот, кто умеет учить себя самостоятельно. Так, ученик должен обладать потребностью в действенных эффективных механизмах усвоения учебной информации в процессе познавательной деятельности.
В «Докладе Российской академии образования о Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» отмечено, что стандарт ориентирован «не только на достижение предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В Докладе отмечается, что результатом современного общего образования является формирование компетентности, содержательным элементом которой выступают универсальные способы деятельности. Степень овладения ими характеризует уровень сформированности самостоятельно-деятельностной компетентности.
Это дало толчок развитию и профессионального образования, стимулировало научные изыскания в области педагогических исследований, интенсивность которых с годами нарастала. Среди этих работ особое место занимает самовоспитание индивида, что характеризуется как целенаправленное управление своим развитием, как процесс самосовершенствования личности. В основе самовоспитания лежит стремление личности к самореализации, результатом чего является раскрытие ее жизненных сил. Все это достигается при полноценном функционировании личности в обществе.
В системе образования обучающийся действует в жизнедеятельности коллектива, учебной группы. Успешность его деятельности в коллективе, как подчеркивают специалисты, достигается свойством личности приспосабливаться к группе, изменяя свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием извне, т.е. конформизмом. В процессе групповой деятельности ученик/студент проявляет терпимость к иным идеям, мыслям товарищей с признанием их взглядов, предложений и т.д., что характеризует его толерантность. В результате такого отношения, как показывает наша практика, достигается творческий подход обучающихся как проявление духовной деятельности к педагогическому процессу.
Наша многолетняя практика профессиональной подготовки педагогов показывает, что эффективность и рациональность достижения положительных результатов в работе определяется: формой организации жизнедеятельности коллектива, которая опирается на активность и ответственность членов коллектива, их умение принимать и реализовывать решения; творческим подходом к решению возникающих проблем как высшее проявление духовной деятельности для создания качественно нового продукта; толерантностью во взаимодействиях с коллегами, терпимостью к иным их взглядам, признавая права всех членов коллектива быть различными в своих точках зрения.