Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика. Образование. Практика.», посвященная юбилею кандидата педагогических наук, доцента А. В. Оконешниковой

Статус: Завершен
Сроки проведения: 15 ноября 2019 года - 15 ноября 2019 года

Мария Ивановна Баишева
к.п.н., доцент кафедры педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
baish_m@mail.ru 

Педагогические принципы научно-методической деятельности доцента А.В. Оконешниковой 

Аннотация. Цель: изучение и научно-методическое обоснование педагогической деятельности известного в Республике Саха (Якутия) ученого-методиста А.В. Оконешниковой. Научная новизна исследования определяется систематизацией, обобщением, научно-методическим осмыслением педагогических принципов деятельности доцента А.В. Оконешниковой. Методологические позиции автора к проблеме исследования заключены в системно-целостном, деятельностно-смысловом, культурологическом подходах. В исследовании применен комплекс взаимодополняющих методов теоретического анализа, праксеметрии. В статье отражены результаты исследования: основные направления, основополагающие педагогические принципы научно-методической деятельности ученого-педагога. В заключении подведены итоги и обоснована достоверность исследования.
Ключевые слова: научно-методическая деятельность, русский язык и литература, направления, принципы. 

Ведение

Алина Васильевна Оконешникова - одна из тех, кто стоял у истоков создания кафедры начального образования в педагогическом институте Якутского государственного университета, а также кафедры педагогики и методики дошкольного образования в Саха государственной педагогической академии МО РС (Я).

В изданном в 2003 году в библиографическом справочнике «Методисты Якутии» наряду с известными лингводидактами и литературодидактами мы встречаем имя Алины Васильевны Оконешниковой, известного педагога-методиста в Республике Саха (Якутия). В данном справочнике подчеркивается, что Алина Васильевна является одной из ведущих учителей-методистов в республике и активно «руководит работой лаборатории по взаимосвязанному обучению языкам и литературам, объединив усилия преподавателей русского, якутского, эвенского, эвенкийского, юкагирского, иностранных языков. Организует работу по созданию интегрированных программ и сборников упражнений по родному и русскому языкам» [2, с.51].

Такое признание может завоевывать только человек, с чьим именем связаны реальные практические дела служения великому русскому языку, его высокой мудрости и духовности.

В научных трудах Алины Васильевны Оконешниковой отчетливо выделяется её профессиональная убежденность как учителя-методиста: «от лозунгов к реальным делам», «от теории - к практике». Доказательством этому служат ею методические пособия, хрестоматии, книги для внеклассного чтения детей в начальных классах, которые разработаны с особой любовью к русскому языку и своим обучаемым.

Материалы её множества монографий, научно-методических трудов безусловно являются неоценимыми источниками для учительства, студентов, учащихся школ и служат для них настольными книгами.

Для научно-методических и монографических трудов А.В. Оконешниковой характерно удивительное сочетание научности и практичности, доступности и увлекательности. В них красной нитью проходит идея «русский язык – язык сердца и разума». Алина Васильевна всегда подчеркивает, что учителю надо сделать «возможное и невозможное», чтоб «бесценно мудрые мысли великих русских поэтов и писателей не проходили мимо ушей детей, а впитывались в их сердце и душу» [3, с.7].

В этом вся суть педагогической деятельности Алины Васильевны, её уникальности и дара как учителя-методиста.

Целью исследования является изучение и научно-методическое обоснование педагогической деятельности известного в Республике Саха (Якутия) ученого-методиста А.В. Оконешниковой.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего тем, что систематизирован, обобщён и подвергнут научно-методическому осмыслению педагогическая деятельность доцента А.В. Оконешниковой.

Методология и методы исследования

Методологические позиции автора к проблеме объясняются следующими подходами:

- системно-целостный (рассмотрение обучаемых как субъектов культуры и общества, выделение литературы и языка как источников воспитания и развития целостной личности);

- деятельностно-смысловой (выделение литературы как источника смысла, смысловой деятельности, обеспечение смысло-поискового обучения, развитие смыслопознающей и смыслореализующей личности);

- культурологический (личность – субъект культуры, субъект освоения культурных ценностей на лингвокультуроведческом фоне).

В исследовании применен комплекс взаимодополняющих методов теоретического анализа, праксеметрии, которые способствуют целостному и многоаспектному изучению деятельности ученого, исходить из жизненной практики, рассмотреть объект в социокультурном контексте.

Результаты исследования

Изучение и анализ имеющихся трудов Алины Васильевны Оконешниковой позволили выделить следующие основополагающие направления в её научно-методической деятельности:

- разработка и ведение академических курсов и учебников для обучения студентов. Безусловно, их было достаточно много за более 50 лет научно-педагогической деятельности [1].

- подготовка и выпуск научных монографий и учебных пособий по обучению русскому языку и литературному образованию детей в дошкольной организации, школе, вузе [1; 3];

- выпуск учебно-методических пособий, методических указаний и рекомендаций по изучению русского языка и детской литературы для педагогов [4];

- подготовка и выпуск хрестоматии, интегрированных программ и сборников упражнений по русской детской литературе, русскому и якутскому языкам, ознакомлению с окружающим миром [5].

Разработка и обоснование вышеперечисленной категории методических трудов требует не просто усидчивости и скрупулезности. Этого мало. При составлении хрестоматий и книг для чтений очень важно обязательное акцентирование внимания на жанровую и функциональную определенность текстов, логичность взаимосвязи решаемых задач и т.д. Наверно, этим очень сложна и ответственна разработка хрестоматий и книг для чтения.

В целом анализ научных трудов А.В. Оконешниковой подводить к выделению следующих основополагающих педагогических принципов в её деятельности:

  1. Возвышение непреходящего значения детской литературы, русского языка в установлении смысла и в целом становлении личности ребенка в любом периоде его развития. Алина Васильевна в своих трудах всегда отмечает литературу как источника смысла, смысловой деятельности и основу духовно-нравственного развития личности. Художественная литература у неё выделяется как вид искусства и как один из способов развития интеллекта и творчества детей [3, с.16].
  2. Обеспечение диалогического взаимодействия ребенка с художественным текстом. Автор требует от педагогов безотлагательного рассмотрения ребенка субъектом литературного образования и изыскании ими всевозможных приемов и методов для побуждения мотивации детей к активной субъектной деятельности. Алина Васильевна в своих хрестоматийных подборках так же настоятельно ориентирует педагогов на обеспечение диалогического взаимодействия ребенка и изучаемого текста. Потому жанры и тексты подбирает в блоки с намеренной целью обеспечения диалогического вживания, примеривания и проекции. Такие смысловые блоки преднамеренно подводят и педагога, и ребенка к интерпретационному осмыслению и рефлексивному пониманию сути произведений. К примеру, ею предлагаются следующие блоки: «Торжество вымысла и абсурда в стихотворениях…». «Вредные советы, к примеру, Остера», «Мотив двоемирия в сказках» [4, с.43-45].
  3. Определение и обеспечение «меры нового» для обучающихся. Это кредо методического почерка Алины Васильевны. Доцент утверждает, что каждое занятие, каждый урок должны быть неповторимыми и развивающими по содержанию, дидактическим, воспитательным задачам. Ученый-методист очень умело устанавливает «кусты событий, проблем» и разворачивает их в «веер задач и решений». Тем самым педагог последовательно и постепенно расширяет детские впечатления, обогащает их чувство и опыт восприятия мира и т.д.
  4. Необходимость психологической аргументации задач приобщения ребенка к ценностям художественной культуры. Как педагог-методист Алина Васильевна авторитетно заявляет, что «в большинстве существующих методических руководствах недооценивается психологическая готовность учащихся начальных классов к глубокому пониманию литературных произведений, так как в них предусмотрены лишь объяснение и логический анализ. Как методист она убеждает, что педагогам нельзя забывать о влиянии художественной литературы на становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции личности» [3, с.26]. Педагог подчеркивает, что «ребенка постоянно надо подвести к уяснению его отношения к миру, к системе духовно-эстетических ценностей, которые рождаются в сознании ребенка» [3, с.6].
  5. Связь с жизнью и актуальность оказания деятельной практической помощи учителям, в особенности учителям из отдаленных улусов республики, исходя из реальных сложностей: отсутствие интернета, хороших библиотек, дороги и т.д. Осознавая все это, и то, что в далеких селах трудно найти произведений зарубежной детской литературы, Алина Васильевна подчеркивает о необходимости оказания деятельной практической помощи. И сама показывает пример в этом деле: начиная с 1981 года, Алина Васильевна издает целую серию книг для внеклассного чтения учащихся 1-4 классов, выпускает хрестоматию по детской литературе для учителей и студентов педагогических  вузов [5].

Заключение

Изучение и анализ научно-методических трудов Алины Васильевны Оконешниковой позволили выделить главные направления её научно-педагогической деятельности: разработка и ведение академических курсов, учебных пособий для обучения студентов по литературоведению и русскому языку, интегрированных программ обучения детей русскому, якутскому и другим языкам народов Севера. Идея интегрированного обучения, обоснованная ученым, безусловно сыграла огромную роль в систематизации знаний обучающихся, углублении их смыслового и синтезирующего миропонимания, развитии их универсальных коммуникативных умений, устойчивых познавательных мотиваций, познавательной активности, самостоятельности.

Следует особо подчеркнуть значимость методологических и методических принципов научно-методической деятельности А.В. Оконешниковой: возвышение непреходящего значения детской литературы, русского языка в установлении смысла и становлении личности ребенка, начиная с дошкольного возраста; обеспечение диалогического взаимодействия ребенка с художественным текстом как деятельностного субъекта литературного образования; определение и обеспечение «меры нового» для обучающихся. Ученый предусматривает в методических пособиях, рекомендациях и программах методические модули - «кусты событий, проблем» и дает ценные советы учителям как можно и нужно разворачивать эти блоки в «веер задач и решений.

Весьма значима в образовании актуализация ученым принципа психологической аргументации задач приобщения детей к ценностям художественной культуры. В рамках своей научно-педагогической деятельности А.В. Оконешниковой были аннотированы способы и приемы психологического сопровождения обучаемых на занятиях и уроках русского языка и литературы. Особое внимание ученый-методист уделяет на развитие коммуникативных и межличностных взаимоотношений учащихся, на развитие в целом когнитивных и регуляционных стратегий обучения детей.

Вся методическая деятельность А.В. Оконешниковой связана с оказанием деятельной практической помощи учителям, в особенности учителям из отдаленных улусов республики. Осознавая, что в далеких селах нет хороших библиотек, доступного интернета, трудно найти произведений зарубежной детской литературы, она всегда активно занимается разработкой и публикацией серий книг для внеклассного чтения учащихся 1-4 классов, хрестоматий по детской литературе для учителей.

Достоверность нашего исследования подтверждается разносторонностью методологических подходов к исследуемой проблеме; представленностью в научном дискурсе идей, концептуальных и процессуальных подходов к практической работе ученого-методиста с учителями и студентами педагогического института.

Безусловно, можно было найти множество содержательных методологических и педагогических принципов, которыми руководствуется в своей педагогической и методической деятельности авторитетный ученый-методист. Тем не менее, краткий обзор научно-методической деятельности доцента А.В. Оконешниковой позволил нам выделить самые главные, основополагающие из них, которыми обусловлена вся трудовая жизнь в профессии и служение великому русскому языку и литературе.

 Ссылки на источники

  1. Детская литература: учеб. для студентов дистанционного обучения. – Якутск: СГПА, 2008. – 114 с.
  2. Методисты Якутии по родному, русскому и иностранному языкам. Библиографический указатель /Сост. и ред. В.М. Анисимов. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. – 88 с.
  3. Оконешникова А.В. Введение дошкольников в мир художественной литературы: монография. – Якутск: Изд.-во ЯГУ, 2009. – 103 с.
  4. Оконешникова А.В. Детская литература: методические указания по изучению курса. – Якутск: Изд.-во ЯГУ, 2010. – 50 с.
  5. Хрестоматия по детской литературе: для студентов отделения педагогики и методики дошкольного образования /Сост. А.В. Оконешникова. – Якутск: Издательско-полиграф. комплекс СВФУ, 2011. – Ч.1. – 139 с.