Педагогические мастерские

Функционирование немецких фразеологизмов из российских школьных учебников в языке носителей (корпусное исследование)
Аннотация. В статье приводятся результаты корпусного исследования фразеологизмов, взятых из школьных учебников «Wunderkinder», «Horizonte» и «Deutsch» c 5 по 11 класс. 58 фразеологических единиц анализировались с точки зрения частотности употребления, возраста и правильности формулировки в учебном пособии. Авторы статьи приходят к выводу об оправданности включения в российские школьные учебники по немецкому языку большинства исследованных фразеологизмов, однако некоторые устойчивые выражения оказались редко используемыми в языке носителей или представлены в учебниках не совсем корректно.

Факторы, способствующие успешности обучения диалогической форме речи студентов неязыковых специальностей вузов
Аннотация. В статье обосновывается необходимость постоянной учебной деятельности по развитию умения вести этикетно-бытовой и профессиональный диалог в рамках обучения иноязычной речевой деятельности в неязыковых вузах. Рассматриваются коммуникативные, психологические и языковые особенности диалогической формы речи и анализируются основные факторы, влияющие на успешность обучения иноязычному диалогизированию.

Soft Skills, key competences и универсальные компетенции: успех профессиональной деятельности
Аннотация. Статья рассматривает термины, употребляемые в научном дискурсе и относящиеся к качествам личности, необходимым для успешной профессиональной деятельности. Проводится анализ частотности их употребления и их содержание.

Межкультурная коммуникация и формирование эмоционального интеллекта
Аннотация. Статья рассматривает значимость эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности. Представлены определения и структура эмоционального интеллекта, место эмоционального интеллекта в структуре универсальных компетенций.

Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по английскому языку в Республике Карелия в 2020 году
Аннотация. В статье проводится анализ статистики по результатам ЕГЭ по английскому языку в 2020 при выполнении заданий с развернутым ответом, указываются проблемные зоны в подготовке старшеклассников и даются рекомендации.

О типах цифровых ресурсов, используемых при смешанном обучении иностранному языку студентов-нелингвистов
Аннотация. В статье представлены основные характеристики смешанного обучения, описан опыт обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки Петрозаводского государственного университета на основе смешанного обучения.

Проблемы раннего дошкольного образования (обзор на основе зарубежных источников)
Аннотация. . В статье рассматриваются проблемы дошкольного воспитания в Великобритании, затрагивается исторический и философский аспекты. Приводятся различные точки зрения на значение качества образования на ранних ступенях обучения. Перечисляются философские принципы раннего воспитания в Англии всегда строились на личностно-ориентированном подходе в отличие от традиционно предметно – и учитель-ориентированных. В заключение описываются современный подход к дошкольному образованию и основные документы, принятые в рамках Европейской комиссии по образованию.

Mysticism and reality: the stages of grief and loss in J. R. Kipling’s story “They”
Аннотация. The article is aimed at showing J. R. Kipling as a master of mystical storytelling, and touches upon some biographical events that served as a basis for his mystical story ''They'' (1904). The text interpretation of the story presented in the article demonstrates how the author handles his inner conflict through a fictional narrative, forcing the protagonist to go through so-called ‘’stages of grief and loss’’ (the Kubler-Ross model).

Виды глагола в русском языке: как эффективно выстроить процесс, чтобы был отличный результат
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее распространенные факторы, затрудняющие у иностранных учащихся восприятие и корректное употребление видов глагола, рекомендуются простые способы их преодоления, а также даётся пошаговая инструкция эффективного построения работы с данным материалом. Особое внимание уделяется творческим заданиям на основе популярной песни.

Развитие общекультурной компетенции в условиях онлайн и дистанционного обучения
Аннотация. В данной статье рассматриваются компоненты общекультурной компетенции, приводится определение дистанционного обучения, анализируется влияние новых условий на развитие умений и навыков, составляющих общекультурную компетенцию.

Внедрение идей Джона Дьюи в педагогическую практику
Аннотация. В статье рассматриваются идеи Джона Дьюи и применение их на практике. Целью статьи является показать актуальность его идей в современном образовательном процессе.

Из опыта использования коммуникативных упражнений и творческих заданий при работе над темой “Clothes. Style. Fashion” со студентами II курса направления подготовки «Начальное образование и образование в предметной области Английский язык»
Аннотация. Настоящая статья обобщает опыт использования коммуникативно-творческих заданий со студентами направления подготовки с двумя профилями «Начальное образование и образование в предметной области Английский язык». Анализируется необходимость применения коммуникативных упражнений и творческих заданий, приводятся примеры разнообразных упражнений и заданий в рамках темы “Clothes. Style. Fashion”, описывается ход их выполнения.

Культурные различия между Севером и Югом США на примере рассказа Ф. Скотта Фитцджеральда «Ледяной дворец»
Аннотация. В статье рассматриваются культурные различия и противоречия между американским Севером и Югом на примере рассказа Ф. Скотта Фитцджеральда «Ледяной дворец» (1920), изучаемого на занятиях по домашнему чтению.

Обучение французскому языку младших школьников в рамках внеурочной деятельности на примере проекта «Weekend по-французски»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности по иностранному языку и способы обучения французскому языку в рамках внеурочной деятельности, а также дается описание и анализ проекта Ресурсного центра французского языка ПетрГУ «Weekend по-французски».

Задачи обучению переводу на занятиях по иностранному языку на начальных этапах обучения в техническом вузе
Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности обучению переводу на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. В статье анализируются основные задачи в обучении переводу будущих инженеров, предлагаются различные методы для развития переводческой компетенции, а также описываются проблемы, возникающие при обучении переводу студентов технических вузов.

Основные способы преодоления типичных фонетических ошибок в английском языке у обучающихся неязыковых направлений подготовки
Аннотация. В статье рассматриваются типичные фонетические трудности, возникающие в процессе изучения английского языка. Приводится анализ наиболее частотных произносительных ошибок на примере обучающихся неязыковых направлений подготовки. Представлен комплекс упражнений по предотвращению и преодолению основных погрешностей в произношении.

Использование диктантов на занятиях по английскому языку со студентами младших курсов языковых профилей
Аннотация. В статье обобщается опыт использования диктанта как полифункционального упражнения в работе со студентами младших курсов. На раннем этапе обучения важно закрепить базовые навыки, довести до автоматизма фонетические, лексические и грамматические операции, технику чтения и письма. Особо актуальным мы считаем тренировку фонетической стороны речи в связи с наличием множества фонетических и фонематических ошибок у первокурсников, недавних выпускников, сдавших ЕГЭ по английскому языку на высокие баллы, но не имеющих всеобъемлющих знаний и устойчивых навыков в области фонетики английского языка.

Электронное образование в период пандемии глазами студентов языкового профиля подготовки: анализ результатов мониторинга
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные электронным образованием и восприятием студентов 3 курса Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета вынужденного перехода на дистанционный формат образования, связанного с пандемией. Актуализируются положения нормативных документов федерального уровня. Описаны результаты проведенного анкетирования, приводятся развернутые ответы респондентов. Подведены промежуточные итоги, уточнены возможные перспективы. Анализ мониторинга носит промежуточный характер.

Использование технологий Hands-on при обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей
Аннотация. В статье рассматриваются технологии Hands-on. Такие технологии широко применяются в зарубежной и Российской методиках преподавания языка. В статье дается описание технологий Hands-on и опыта применения этих технологий в практике преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей ПетрГУ.

Об автономности, самостоятельности и метакогнитивных стратегиях в процессе обучения иностранному языку в вузе
Аннотация. В статье отмечается, что понятия «автономность» и «самостоятельность» близки по значению, но не являются синонимами. Автономность обучающихся как способность к самоуправлению развивается посредством самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Основанием для формирования автономности обучающихся в процессе обучения ИЯ в вузе являются метакогнитивные стратегии. Автономность позволяет использовать результаты и продукты учебного процесса в широком контексте жизнедеятельности.

Принцип когнитивной направленности обучения иностранному языку как условие интеллектуализации иноязычного образования в вузе
Аннотация. В статье дается обоснование организации процесса обучения иностранному языку в вузе как индивидуального познавательного процесса, требующего активной умственной вовлеченности и речемыслительной деятельности студентов. Реализация принципа когнитивной направленности обучения ИЯ обеспечивает развитие продуктивного мышления студентов – будущих учителей, которое проявляется в логичности и рациональности мышления, самостоятельности и критичности мышления, стратегической направленности интеллектуальных усилий на получение желаемого результата, эффективном применении полученных теоретических знаний в практической деятельности, неординарности позиций, гибкости, регулярной рефлексии и самоанализе, переосмыслении личных убеждений, объективности оценки и критическом отношении к выполняемым умственным операциям и достигнутым результатам.

Становление ценностного отношения к здоровому образу жизни средствами иноязычного образования
Аннотация. В статье представлен потенциал обучения иностранному языку студентов – медиков для становления мотивационно-ценностной установки на соблюдение здорового образа жизни, понимания и принятия ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, осознания важности и необходимости соблюдения профилактических мер для сохранения и укрепления физического здоровья, социально-психологического и нравственного благополучия.

Процесс формирования умения составления иноязычного резюме у студентов юридических факультетов
Аннотация. В статье анализируется последовательность формирования умения написания резюме на иностранных языках у студентов юридических факультетов вузов. Автором предлагается алгоритм развития данного коммуникативного умения письма на примере подготовки англоязычных резюме. Также обосновываются преимущества сформированности данного умения у специалистов в условиях жесткой конкуренции в сфере трудоустройства юристов.

О важности обучения студентов юридических специальностей составлению резюме на иностранном языке
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы целесообразности обучения студентов юридических факультетов вузов написанию резюме на иностранных языках с целью дальнейшего трудоустройства. Автор анализирует уровень конкуренции молодых специалистов на рынке труда и обосновывает важность формирования у студентов-правоведов умения составлять иноязычное резюме как одного из аспектов иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

О некоторых итогах вступительной кампании в ИИЯ ПетрГУ
Аннотация. В статье предпринимается попытка составить портрет студентов первого курса ИИЯ ПетрГУ на основе анализа результатов социологического опроса.

К вопросу об обучении письменной речи на французском языке
Аннотация. В статье обобщается опыт обучения продуцированию письменного высказывания на французском языке студентов ИИЯ ПетрГУ.