- Главная
- Издательство МЦИТО
- Библиотека издательства
- Издание
Педагогические мастерские
Функционирование немецких фразеологизмов из российских школьных учебников в языке носителей (корпусное исследование)
Авторы:
И. А. Котюрова, В. В. Естоева
Аннотация. В статье приводятся результаты корпусного исследования фразеологизмов, взятых из школьных учебников «Wunderkinder», «Horizonte» и «Deutsch» c 5 по 11 класс. 58 фразеологических единиц анализировались с точки зрения частотности употребления, возраста и правильности формулировки в учебном пособии. Авторы статьи приходят к выводу об оправданности включения в российские школьные учебники по немецкому языку большинства исследованных фразеологизмов, однако некоторые устойчивые выражения оказались редко используемыми в языке носителей или представлены в учебниках не совсем корректно.
Ключевые слова:
немецкий язык, фразеологизмы, корпусное исследование, учебные пособия по немецкому языку
Факторы, способствующие успешности обучения диалогической форме речи студентов неязыковых специальностей вузов
Автор:
М. Б. Юргенс
Аннотация. В статье обосновывается необходимость постоянной учебной деятельности по развитию умения вести этикетно-бытовой и профессиональный диалог в рамках обучения иноязычной речевой деятельности в неязыковых вузах. Рассматриваются коммуникативные, психологические и языковые особенности диалогической формы речи и анализируются основные факторы, влияющие на успешность обучения иноязычному диалогизированию.
Ключевые слова:
коммуникативное взаимодействие, иноязычная речевая деятельность, обучение диалогизированию, диалогическая форма речи, факторы успешности, реплицирование
Soft Skills, key competences и универсальные компетенции: успех профессиональной деятельности
Автор:
М. А. Шеманаева
Аннотация. Статья рассматривает термины, употребляемые в научном дискурсе и относящиеся к качествам личности, необходимым для успешной профессиональной деятельности. Проводится анализ частотности их употребления и их содержание.
Ключевые слова:
ключевые компетенции, универсальные компетенции, гибкие навыки
Межкультурная коммуникация и формирование эмоционального интеллекта
Автор:
М. А. Шеманаева
Аннотация. Статья рассматривает значимость эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности. Представлены определения и структура эмоционального интеллекта, место эмоционального интеллекта в структуре универсальных компетенций.
Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по английскому языку в Республике Карелия в 2020 году
Автор:
Н. П. Шабликова
Аннотация. В статье проводится анализ статистики по результатам ЕГЭ по английскому языку в 2020 при выполнении заданий с развернутым ответом, указываются проблемные зоны в подготовке старшеклассников и даются рекомендации.
Ключевые слова:
метапредметность, егэ, ким, задания с развернутым ответом, компетентостно-деятельностный подход
О типах цифровых ресурсов, используемых при смешанном обучении иностранному языку студентов-нелингвистов
Автор:
Т. М. Татарина
Аннотация. В статье представлены основные характеристики смешанного обучения, описан опыт обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки Петрозаводского государственного университета на основе смешанного обучения.
Ключевые слова:
иностранный язык, дистанционное обучение, самостоятельная работа, смешанное обучение
Проблемы раннего дошкольного образования (обзор на основе зарубежных источников)
Автор:
Е. И. Соколова
Аннотация. . В статье рассматриваются проблемы дошкольного воспитания в Великобритании, затрагивается исторический и философский аспекты. Приводятся различные точки зрения на значение качества образования на ранних ступенях обучения. Перечисляются философские принципы раннего воспитания в Англии всегда строились на личностно-ориентированном подходе в отличие от традиционно предметно – и учитель-ориентированных. В заключение описываются современный подход к дошкольному образованию и основные документы, принятые в рамках Европейской комиссии по образованию.
Ключевые слова:
дошкольное воспитание, англия, исторический аспект, философский аспект, европейская комиссия по образованию
Mysticism and reality: the stages of grief and loss in J. R. Kipling’s story “They”
Авторы:
Д. А. Палатова, А. Л. Василевич
Аннотация. The article is aimed at showing J. R. Kipling as a master of mystical storytelling, and touches upon some biographical events that served as a basis for his mystical story ''They'' (1904). The text interpretation of the story presented in the article demonstrates how the author handles his inner conflict through a fictional narrative, forcing the protagonist to go through so-called ‘’stages of grief and loss’’ (the Kubler-Ross model).
Ключевые слова:
mysticism, reality, a mystical story, stages of grief and loss
Виды глагола в русском языке: как эффективно выстроить процесс, чтобы был отличный результат
Автор:
Т. А. Павлова
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее распространенные факторы, затрудняющие у иностранных учащихся восприятие и корректное употребление видов глагола, рекомендуются простые способы их преодоления, а также даётся пошаговая инструкция эффективного построения работы с данным материалом. Особое внимание уделяется творческим заданиям на основе популярной песни.
Ключевые слова:
методика преподавания рки, нсв и св, творческие упражнения, работа с песней на уроках рки
Развитие общекультурной компетенции в условиях онлайн и дистанционного обучения
Автор:
М. А. Нилова
Аннотация. В данной статье рассматриваются компоненты общекультурной компетенции, приводится определение дистанционного обучения, анализируется влияние новых условий на развитие умений и навыков, составляющих общекультурную компетенцию.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, общекультурная компетенция, онлайн обучение
Внедрение идей Джона Дьюи в педагогическую практику
Авторы:
О. В. Никифорова, Е. Г. Габова
Аннотация. В статье рассматриваются идеи Джона Дьюи и применение их на практике. Целью статьи является показать актуальность его идей в современном образовательном процессе.
Ключевые слова:
критическое мышление, междисциплинарное обучение, практическое обучение, прогрессивное образование
Из опыта использования коммуникативных упражнений и творческих заданий при работе над темой “Clothes. Style. Fashion” со студентами II курса направления подготовки «Начальное образование и образование в предметной области Английский язык»
Автор:
И. Н. Кяйвяряйнен
Аннотация. Настоящая статья обобщает опыт использования коммуникативно-творческих заданий со студентами направления подготовки с двумя профилями «Начальное образование и образование в предметной области Английский язык». Анализируется необходимость применения коммуникативных упражнений и творческих заданий, приводятся примеры разнообразных упражнений и заданий в рамках темы “Clothes. Style. Fashion”, описывается ход их выполнения.
Ключевые слова:
мотивация, творческие задания, иноязычная коммуникативная компетенция, начальное образование, коммуникативные упражнения, полифункциональные упражнения, лексические и грамматические навыки
Культурные различия между Севером и Югом США на примере рассказа Ф. Скотта Фитцджеральда «Ледяной дворец»
Автор:
И. Л. Краснов
Аннотация. В статье рассматриваются культурные различия и противоречия между американским Севером и Югом на примере рассказа Ф. Скотта Фитцджеральда «Ледяной дворец» (1920), изучаемого на занятиях по домашнему чтению.
Ключевые слова:
противоречия, межкультурная коммуникация, культура, литература, стереотипы
Обучение французскому языку младших школьников в рамках внеурочной деятельности на примере проекта «Weekend по-французски»
Авторы:
Н. С. Барымова, А. С. Жесткова
Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности по иностранному языку и способы обучения французскому языку в рамках внеурочной деятельности, а также дается описание и анализ проекта Ресурсного центра французского языка ПетрГУ «Weekend по-французски».
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, французский язык, проект «weekend по-французски»
Задачи обучению переводу на занятиях по иностранному языку на начальных этапах обучения в техническом вузе
Автор:
С. Д. Кирпу
Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности обучению переводу на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. В статье анализируются основные задачи в обучении переводу будущих инженеров, предлагаются различные методы для развития переводческой компетенции, а также описываются проблемы, возникающие при обучении переводу студентов технических вузов.
Ключевые слова:
методика преподавания иностранного языка, междисциплинарность, обучение переводу на начальных этапах, перевод научно-технических текстов, проблемы обучения переводу
Основные способы преодоления типичных фонетических ошибок в английском языке у обучающихся неязыковых направлений подготовки
Автор:
В. Б. Дорофеев
Аннотация. В статье рассматриваются типичные фонетические трудности, возникающие в процессе изучения английского языка. Приводится анализ наиболее частотных произносительных ошибок на примере обучающихся неязыковых направлений подготовки. Представлен комплекс упражнений по предотвращению и преодолению основных погрешностей в произношении.
Ключевые слова:
трудности в произношении; типичные фонетические ошибки; комплекс упражнений по предупреждению и коррекции фонетических ошибок
Использование диктантов на занятиях по английскому языку со студентами младших курсов языковых профилей
Автор:
В. А. Дмитриева
Аннотация. В статье обобщается опыт использования диктанта как полифункционального упражнения в работе со студентами младших курсов. На раннем этапе обучения важно закрепить базовые навыки, довести до автоматизма фонетические, лексические и грамматические операции, технику чтения и письма. Особо актуальным мы считаем тренировку фонетической стороны речи в связи с наличием множества фонетических и фонематических ошибок у первокурсников, недавних выпускников, сдавших ЕГЭ по английскому языку на высокие баллы, но не имеющих всеобъемлющих знаний и устойчивых навыков в области фонетики английского языка.
Ключевые слова:
письмо, фонетический навык, правила чтения, правописание, диктант
Электронное образование в период пандемии глазами студентов языкового профиля подготовки: анализ результатов мониторинга
Автор:
С. Г. Гусева
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные электронным образованием и восприятием студентов 3 курса Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета вынужденного перехода на дистанционный формат образования, связанного с пандемией. Актуализируются положения нормативных документов федерального уровня. Описаны результаты проведенного анкетирования, приводятся развернутые ответы респондентов. Подведены промежуточные итоги, уточнены возможные перспективы. Анализ мониторинга носит промежуточный характер.
Ключевые слова:
дистанционное образование, электронное образование
Использование технологий Hands-on при обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей
Авторы:
Е. Г. Габова, О. В. Никифорова
Аннотация. В статье рассматриваются технологии Hands-on. Такие технологии широко применяются в зарубежной и Российской методиках преподавания языка. В статье дается описание технологий Hands-on и опыта применения этих технологий в практике преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей ПетрГУ.
Ключевые слова:
иностранный язык, дистанционное обучение, технологии обучения, практическое обучение, гибкие навыки
Об автономности, самостоятельности и метакогнитивных стратегиях в процессе обучения иностранному языку в вузе
Автор:
О. В. Володина
Аннотация. В статье отмечается, что понятия «автономность» и «самостоятельность» близки по значению, но не являются синонимами. Автономность обучающихся как способность к самоуправлению развивается посредством самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Основанием для формирования автономности обучающихся в процессе обучения ИЯ в вузе являются метакогнитивные стратегии. Автономность позволяет использовать результаты и продукты учебного процесса в широком контексте жизнедеятельности.
Ключевые слова:
самостоятельность, ответственность, саморазвитие, самоуправление, андрагогика, автономность, метакогнитивные стратегии
Принцип когнитивной направленности обучения иностранному языку как условие интеллектуализации иноязычного образования в вузе
Автор:
О. В. Володина
Аннотация. В статье дается обоснование организации процесса обучения иностранному языку в вузе как индивидуального познавательного процесса, требующего активной умственной вовлеченности и речемыслительной деятельности студентов. Реализация принципа когнитивной направленности обучения ИЯ обеспечивает развитие продуктивного мышления студентов – будущих учителей, которое проявляется в логичности и рациональности мышления, самостоятельности и критичности мышления, стратегической направленности интеллектуальных усилий на получение желаемого результата, эффективном применении полученных теоретических знаний в практической деятельности, неординарности позиций, гибкости, регулярной рефлексии и самоанализе, переосмыслении личных убеждений, объективности оценки и критическом отношении к выполняемым умственным операциям и достигнутым результатам.
Ключевые слова:
продуктивное мышление, рефлексия, развитие мышления, познавательный процесс, учебно-познавательная компетенция, когнитивизм, поэтапная переработка информации, интеллектуальная любознательность
Становление ценностного отношения к здоровому образу жизни средствами иноязычного образования
Автор:
О. В. Володина
Аннотация. В статье представлен потенциал обучения иностранному языку студентов – медиков для становления мотивационно-ценностной установки на соблюдение здорового образа жизни, понимания и принятия ответственности за свою жизнь и жизнь других людей, осознания важности и необходимости соблюдения профилактических мер для сохранения и укрепления физического здоровья, социально-психологического и нравственного благополучия.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, правильное питание, воспитание здоровых привычек и навыков, психическое самочувствие, организация здорового отдыха и безопасного путешествия
Процесс формирования умения составления иноязычного резюме у студентов юридических факультетов
Автор:
О. В. Викулина
Аннотация. В статье анализируется последовательность формирования умения написания резюме на иностранных языках у студентов юридических факультетов вузов. Автором предлагается алгоритм развития данного коммуникативного умения письма на примере подготовки англоязычных резюме. Также обосновываются преимущества сформированности данного умения у специалистов в условиях жесткой конкуренции в сфере трудоустройства юристов.
Ключевые слова:
иностранный язык, обучение, студент, трудоустройство, письмо, коммуникация, юрист, резюме, иноязычное профессиональное общение
О важности обучения студентов юридических специальностей составлению резюме на иностранном языке
Автор:
О. В. Викулина
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы целесообразности обучения студентов юридических факультетов вузов написанию резюме на иностранных языках с целью дальнейшего трудоустройства. Автор анализирует уровень конкуренции молодых специалистов на рынке труда и обосновывает важность формирования у студентов-правоведов умения составлять иноязычное резюме как одного из аспектов иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова:
иностранный язык, обучение, студент, общение, письмо, профессиональная коммуникация, юрист, резюме
О некоторых итогах вступительной кампании в ИИЯ ПетрГУ
Автор:
О. А. Веселовская
Аннотация. В статье предпринимается попытка составить портрет студентов первого курса ИИЯ ПетрГУ на основе анализа результатов социологического опроса.
Ключевые слова:
студенты первого курса, социалогический мониторинг, институт иностранных языков, мотиваци
К вопросу об обучении письменной речи на французском языке
Автор:
О. А. Веселовская
Аннотация. В статье обобщается опыт обучения продуцированию письменного высказывания на французском языке студентов ИИЯ ПетрГУ.
Ключевые слова:
методика преподавания иностранных языков, изучение иностранных языков, обучение письменной