- Главная
- Издательство МЦИТО
- Библиотека издательства
- Издание
Педагогические мастерские
Организация проектной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка
Авторы:
Ж. Е. Войнова, В. Е. Чернова
Аннотация. Статья освещает проблемы использования проектной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка. Актуализируется важность данной технологии в подготовке школьников. Рассматриваются некоторые направления и приемы, отмечаются преимущества и трудности организации проектной деятельности, обобщен опыт авторов и представлены примеры и описание некоторых проектов, выполненных обучающимися.
Ключевые слова:
учебный проект, проектная деятельность, ключевые компетенции, метод проектов, проектные технологии, исследовательский проект, непрерывное иноязычное образование, углубленное изучение иностранных языков
Опыт интеграции тьюторских стратегий развития языковых компетенций на занятиях по иностранному языку в вузе
Авторы:
Е. Н. Воротилина, А. Ю. Якимов
Аннотация. Даны основные направления изучения проблемы тьюторства в нашей стране и за рубежом. Статья посвящена возможностям внедрения в практику преподавания иностранных языков в вузе интерактивных методов ведения занятий, при этом преподавателю отводится роль сопровождающего процесс обучения субъекта, а в центр процесса учения поставлены обучающиеся. Эффективными стратегиями освоения иноязычных компетенций показали себя тьюторские формы межкультурной коммуникации. Интерактивные методы обучения иностранным языкам декларируются как один из современных дидактико-методических принципов планирования и организации занятий по иностранному языку. Интерактивные методы позволяют решать следующие задачи: активно включать каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию; формировать умения работать с командой и в команде; развивать навыки самостоятельной учебной деятельности; обучать навыкам успешного общения; формировать способности обучающегося принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Социальные формы организации интеракции между тьюторами-носителями языка и участниками студенческой группы включают среди прочего проектирование, «мозговой штурм», ролевую игру, кластер, кейс-метод, которые эффективно дополняют обучающие онлайн-технологии. Наряду с внедрением онлайн-методик усвоения иностранных языков и их аспектов, насущной необходимостью становится обучение коммуникации офф-лайн (и не только на иностранном языке). Одной из составляющих повышения мотивации к успешному обучению иностранным языкам и их аспектам является интегрированное занятие с тьюторами-иностранцами. Увеличение времени практики успешной коммуникации на иностранном языке решает не только когнитивные задачи профессионального обучения. Анализ опроса-рефлексии, проводившегося со студентами по итогам занятий с тьюторами-иностранцами, показателен в отношении успешности усвоения не только иноязычных, но и общеобразовательных компетенций.
Ключевые слова:
ролевая игра, кластер, кейс-метод, тьютор, «мозговой штурм», тьюторская стратегия познавательная мотивация, интерактивные методы на занятиях по иностранному языку: метод проектов
Поэтический текст как средство мотивации в преподавании английского языка в школе и вузе
Авторы:
Т. В. Жеребцова, Н. В. Крылова
Аннотация. В статье поэтический текст рассматривается как основа для развития личности обучающегося, как средство формирования положительной мотивации к изучению английского языка, формирования творческой компетенции обучающихся. В материале приводятся примеры практического использования аутентичных поэтических текстов как для школьной аудитории, так и для обучающихся языковых и неязыковых вузов и специальностей. Отмечается, что амбивалентность, диалогичность поэтического текста делает его эффективной площадкой для интерпретаций, переводческой деятельности и самостоятельного творчества.
Ключевые слова:
мотивация, поэтический текст, амбивалентность текста, конкретная поэзия
Проектная методика в опыте самостоятельной работы студентов педагогических направлений по дисциплине «Иностранный язык»
Автор:
В. И. Максютенко
Аннотация. Статья посвящена организации самостоятельной работы студентов педагогических направлений по дисциплине «Английский язык» с целью развития необходимых компетенций и личностно-значимых качеств будущего учителя. Рассматриваются основания, средства, способы и приёмы организации совместной учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение конкретного результата и на языковое развитие студентов. Проектные методики стимулируют творческую активность, самостоятельность, самодеятельность студентов. Статья отражает опыт работы автора, содержит советы и практические рекомендации.
Ключевые слова:
мотивация, метод проектов, самоорганизация, цикличность, ориентация на профессию, алгоритмизация
Метафорический портрет президента России в современной американской прессе
Автор:
В. О. Павлов
Аннотация. Автором анализируется метафоричность образа Президента РФ в таких американских газетах как The Economist, Washington Post и The Telegraph. В статье изучается роль метафоры в современном газетном тексте, её мотивировка и создаваемые с её помощью коннотативные значения.
Ключевые слова:
метафора, образ президента, американские сми, негативные коннотации
Использование интернет-ресурсов при планировании урока английского языка в начальной школе в рамках подготовки к педагогической практике
Автор:
Т. И. Пальцева
Аннотация. При подготовке к педагогической практике по иностранному языку студентов необходимо подготовить к планированию своей деятельности не только на основе УМК, но и с привлечением дополнительных средств. Многообразие учебных материалов на многочисленных Интернет сайтах дает возможность сделать уроки яркими и интересными, но и требуют от учителя осторожного отношения к отбору и использованию этих материалов. Привлечение Интернет ресурсов позволяют использовать на уроке иностранного языка элементы интегрированного обучения (английский язык + технологии/изготовление различных поделок). Такие уроки вызывают интерес и активность обучающихся, но для повышения их эффективности необходимо развивать у студентов умение профессионально планировать свою деятельность. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы студентов по планированию уроков на основе Интернет-материалов, направленной на формирование профессиональной педагогической компетенции.
Ключевые слова:
интегрированное обучение, профессиональная педагогическая компетенция, адаптация учебных материалов, планирование уроков, образовательные интернет-сайты
Иностранный язык и формирование универсальных компетенций бакалавра
Автор:
М. А. Шеманаева
Аннотация. Мировые тенденции показывают, что во всем мире существует разрыв между компетенциями выпускников школ и университетов и требованиями работодателей. Неоспоримо, что универсальные компетенции лежат в основе профессиональных и закладывают фундамент для дальнейшего личностного и профессионального развития специалиста в любой профессиональной сфере. Переход системы высшего образования на федеральные образовательные стандарты 3++ сопряжен с изменением структуры программ бакалавриата и терминологической заменой общекультурных компетенций на универсальные. Последние исследования в области методики преподавания иностранного языка в высшей школе больше ориентированы на формирование профессиональных компетенций, однако практика показывает, что большая часть студентов 1 курса неязыковых направлений подготовки не владеет иностранным языком на уровне требований школы. Статья рассматривает потенциал использования иностранного языка как средства формирования не только иноязычной коммуникативной компетенции как частной универсальной компетенции, но и других ключевых компетенций, заявленных федеральным образовательным стандартом 3++.
Ключевые слова:
ключевые компетенции, иноязычная коммуникативная компетенция, метапредметные компетенции, универсальные компетенции
Условия внедрения аутентичного оценивания в процесс обучения англоязычному письму студентов нелингвистических специальностей
Автор:
А. В. Ананьина
Аннотация. В данной статье рассматриваются условия внедрения принципов аутентичного оценивания письменной речи при обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки в условиях повышения значимости письменной коммуникации, обусловленного развитием компьютерных, мобильных и сетевых технологий. В качестве одного из препятствий на пути к повышению эффективности и объективности оценивания студенческих письменных работ называется использование критериев оценивания устной речи. Автор выделяет ряд особенностей письменной речи, влияющих на специфику ее оценивания; и предлагает практические рекомендации, которые в конечном итоге позволят перейти к безоценочному оцениванию, а затем – к осознанному самооцениванию.
Ключевые слова:
англоязычная письменная речь, оценивание письменной речи, альтернативное оценивание, безоценочное оценивание
О выборе форм контроля и самоконтроля на занятиях по французскому языку в группах начинающих
Автор:
О. А. Веселовская
Аннотация. В статье анализируется возможность применения некоторых форм контроля и самоконтроля при обучении иностранным языкам, предлагаются примеры их использования на занятиях по иностранным языкам в вузе.
Ключевые слова:
коммуникация, контроль, сотрудничество, самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная работа студентов на иностранном языке, саморазвитие студентов
Технология написания «Виньет» как интерактивный инструмент развития умений неподготовленной речи на английском языке (на примере неязыковых специальностей студентов ПетрГУ)
Авторы:
Е. Г. Габова, О. В. Никифорова
Аннотация. В статье рассматривается одна из инновационных интерактивных технологий освоения и расширения словарного запаса и развития умений неподготовленной монологической речи. Такая технология широко применяется в зарубежной методике преподавания языка, но недостаточно освещена в Российской методике обучения иностранным языкам. В статье дается описание технологии «Виньет» на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей, а также результаты применения данной технологии в практике преподавания иностранного языка данной группе студентов.
Ключевые слова:
иностранный язык, интерактивное обучение, технология обучения, рассказ-виньет, неподготовленная речь, неязыковая специальность
Повышение сознательности студентов на начальном этапе обучения и формирование учебно-познавательной компетенции
Автор:
В. А. Дмитриева
Аннотация. В статье описывается опыт работы со студентами первого года обучения языковых направлений подготовки, направленной на повышение сознательности и учебно-познавательной компетенции.
Ключевые слова:
языковая подготовка, учебно-познавательная компетенция, сознательность, начальный этап обучения
О некоторых особенностях вводно-коррективного курса на I курсе направления подготовки «Лингвистика»
Авторы:
В. А. Дмитриева, С. А. Филон
Аннотация. В статье описываются некоторые особенности вводно-коррективного курса для будущих лингвистов-переводчиков с учётом специфики их будущей работы.
Ключевые слова:
устный перевод, фонетика, лингвистика, вводно-коррективный курс, территориальные диалекты, прецизионная лексика
Русские студенты об Америке и России: сопоставление языковой и культурной картин мира в 1998 и 2018 гг.
Автор:
И. Н. Кяйвяряйнен
Аннотация. В данной статье анализируются и сравниваются результаты лингвокультурологических экспериментов в 1998 и 2018 гг. и освещаются факторы, оказывающие влияние на формирование языковой и культурной картин мира.
Ключевые слова:
национальный характер, опрос, толерантность, стереотипы, межкультурное общение, социокультурный фактор, языковой и культурный барьеры, частотные слова
Анализ результатов анкетирования на тему «Адаптация студентов первого курса ИИЯ ПетрГУ»
Авторы:
Н. В. Проскурякова, Л. Ю. Кухарева
Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты анкетирования студентов первого курса англо-немецкого профиля подготовки по двум блокам: по вопросам адаптации к новым для них условиям жизни в университете и по умениям работать самостоятельно и саморазвиваться в языковой сфере, брать на себя ответственность за свое образование.
Ключевые слова:
адаптация, самостоятельная работа, куратор, первый курс, адаптер
Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на базе английского
Автор:
Д. М. Ровба
Аннотация. Большинство исследований, связанных с преподаванием вторых иностранных языков, касаются в первую очередь вопроса, связанного с подготовкой студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов по второй специальности. Что касается зарубежных исследований по проблеме поиска наиболее рациональных методов обучения второму иностранному языку, то интерес возник лишь относительно недавно. Таким образом, мы можем говорить о дефиците научных исследований по методике обучения второму иностранному языку.
Ключевые слова:
межкультурная коммуникация, поликультурное образование, интерференция, трансференция, многоязычие. триглоссия
О разработке критериев для оценки устного ответа на экзамене по основному языку на языковых специальностях
Авторы:
Н. В. Проскурякова, С. А. Филон
Аннотация. В статье сравниваются критерии устного ответа на ЕГЭ и разработанные критерии устного ответа на экзамене в конце первого года обучения на языковом факультете, подробно описываются принципы выставления итоговой оценки в летнюю сессию.
Ключевые слова:
контроль знаний, критерии, коммуникативная задача, устный экзамен