Педагогические мастерские

Организация проектной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка
Аннотация. Статья освещает проблемы использования проектной деятельности в классах с углубленным изучением английского языка. Актуализируется важность данной технологии в подготовке школьников. Рассматриваются некоторые направления и приемы, отмечаются преимущества и трудности организации проектной деятельности, обобщен опыт авторов и представлены примеры и описание некоторых проектов, выполненных обучающимися.

Опыт интеграции тьюторских стратегий развития языковых компетенций на занятиях по иностранному языку в вузе
Аннотация. Даны основные направления изучения проблемы тьюторства в нашей стране и за рубежом. Статья посвящена возможностям внедрения в практику преподавания иностранных языков в вузе интерактивных методов ведения занятий, при этом преподавателю отводится роль сопровождающего процесс обучения субъекта, а в центр процесса учения поставлены обучающиеся. Эффективными стратегиями освоения иноязычных компетенций показали себя тьюторские формы межкультурной коммуникации. Интерактивные методы обучения иностранным языкам декларируются как один из современных дидактико-методических принципов планирования и организации занятий по иностранному языку. Интерактивные методы позволяют решать следующие задачи: активно включать каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию; формировать умения работать с командой и в команде; развивать навыки самостоятельной учебной деятельности; обучать навыкам успешного общения; формировать способности обучающегося принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Социальные формы организации интеракции между тьюторами-носителями языка и участниками студенческой группы включают среди прочего проектирование, «мозговой штурм», ролевую игру, кластер, кейс-метод, которые эффективно дополняют обучающие онлайн-технологии. Наряду с внедрением онлайн-методик усвоения иностранных языков и их аспектов, насущной необходимостью становится обучение коммуникации офф-лайн (и не только на иностранном языке). Одной из составляющих повышения мотивации к успешному обучению иностранным языкам и их аспектам является интегрированное занятие с тьюторами-иностранцами. Увеличение времени практики успешной коммуникации на иностранном языке решает не только когнитивные задачи профессионального обучения. Анализ опроса-рефлексии, проводившегося со студентами по итогам занятий с тьюторами-иностранцами, показателен в отношении успешности усвоения не только иноязычных, но и общеобразовательных компетенций.

Поэтический текст как средство мотивации в преподавании английского языка в школе и вузе
Аннотация. В статье поэтический текст рассматривается как основа для развития личности обучающегося, как средство формирования положительной мотивации к изучению английского языка, формирования творческой компетенции обучающихся. В материале приводятся примеры практического использования аутентичных поэтических текстов как для школьной аудитории, так и для обучающихся языковых и неязыковых вузов и специальностей. Отмечается, что амбивалентность, диалогичность поэтического текста делает его эффективной площадкой для интерпретаций, переводческой деятельности и самостоятельного творчества.

Проектная методика в опыте самостоятельной работы студентов педагогических направлений по дисциплине «Иностранный язык»
Аннотация. Статья посвящена организации самостоятельной работы студентов педагогических направлений по дисциплине «Английский язык» с целью развития необходимых компетенций и личностно-значимых качеств будущего учителя. Рассматриваются основания, средства, способы и приёмы организации совместной учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение конкретного результата и на языковое развитие студентов. Проектные методики стимулируют творческую активность, самостоятельность, самодеятельность студентов. Статья отражает опыт работы автора, содержит советы и практические рекомендации.

Метафорический портрет президента России в современной американской прессе
Аннотация. Автором анализируется метафоричность образа Президента РФ в таких американских газетах как The Economist, Washington Post и The Telegraph. В статье изучается роль метафоры в современном газетном тексте, её мотивировка и создаваемые с её помощью коннотативные значения.

Использование интернет-ресурсов при планировании урока английского языка в начальной школе в рамках подготовки к педагогической практике
Аннотация. При подготовке к педагогической практике по иностранному языку студентов необходимо подготовить к планированию своей деятельности не только на основе УМК, но и с привлечением дополнительных средств. Многообразие учебных материалов на многочисленных Интернет сайтах дает возможность сделать уроки яркими и интересными, но и требуют от учителя осторожного отношения к отбору и использованию этих материалов. Привлечение Интернет ресурсов позволяют использовать на уроке иностранного языка элементы интегрированного обучения (английский язык + технологии/изготовление различных поделок). Такие уроки вызывают интерес и активность обучающихся, но для повышения их эффективности необходимо развивать у студентов умение профессионально планировать свою деятельность. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией работы студентов по планированию уроков на основе Интернет-материалов, направленной на формирование профессиональной педагогической компетенции.

Иностранный язык и формирование универсальных компетенций бакалавра
Аннотация. Мировые тенденции показывают, что во всем мире существует разрыв между компетенциями выпускников школ и университетов и требованиями работодателей. Неоспоримо, что универсальные компетенции лежат в основе профессиональных и закладывают фундамент для дальнейшего личностного и профессионального развития специалиста в любой профессиональной сфере. Переход системы высшего образования на федеральные образовательные стандарты 3++ сопряжен с изменением структуры программ бакалавриата и терминологической заменой общекультурных компетенций на универсальные. Последние исследования в области методики преподавания иностранного языка в высшей школе больше ориентированы на формирование профессиональных компетенций, однако практика показывает, что большая часть студентов 1 курса неязыковых направлений подготовки не владеет иностранным языком на уровне требований школы. Статья рассматривает потенциал использования иностранного языка как средства формирования не только иноязычной коммуникативной компетенции как частной универсальной компетенции, но и других ключевых компетенций, заявленных федеральным образовательным стандартом 3++.

Условия внедрения аутентичного оценивания в процесс обучения англоязычному письму студентов нелингвистических специальностей
Аннотация. В данной статье рассматриваются условия внедрения принципов аутентичного оценивания письменной речи при обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки в условиях повышения значимости письменной коммуникации, обусловленного развитием компьютерных, мобильных и сетевых технологий. В качестве одного из препятствий на пути к повышению эффективности и объективности оценивания студенческих письменных работ называется использование критериев оценивания устной речи. Автор выделяет ряд особенностей письменной речи, влияющих на специфику ее оценивания; и предлагает практические рекомендации, которые в конечном итоге позволят перейти к безоценочному оцениванию, а затем – к осознанному самооцениванию.

О выборе форм контроля и самоконтроля на занятиях по французскому языку в группах начинающих
Аннотация. В статье анализируется возможность применения некоторых форм контроля и самоконтроля при обучении иностранным языкам, предлагаются примеры их использования на занятиях по иностранным языкам в вузе.

Технология написания «Виньет» как интерактивный инструмент развития умений неподготовленной речи на английском языке (на примере неязыковых специальностей студентов ПетрГУ)
Аннотация. В статье рассматривается одна из инновационных интерактивных технологий освоения и расширения словарного запаса и развития умений неподготовленной монологической речи. Такая технология широко применяется в зарубежной методике преподавания языка, но недостаточно освещена в Российской методике обучения иностранным языкам. В статье дается описание технологии «Виньет» на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей, а также результаты применения данной технологии в практике преподавания иностранного языка данной группе студентов.

Повышение сознательности студентов на начальном этапе обучения и формирование учебно-познавательной компетенции
Аннотация. В статье описывается опыт работы со студентами первого года обучения языковых направлений подготовки, направленной на повышение сознательности и учебно-познавательной компетенции.

О некоторых особенностях вводно-коррективного курса на I курсе направления подготовки «Лингвистика»
Аннотация. В статье описываются некоторые особенности вводно-коррективного курса для будущих лингвистов-переводчиков с учётом специфики их будущей работы.

Русские студенты об Америке и России: сопоставление языковой и культурной картин мира в 1998 и 2018 гг.
Аннотация. В данной статье анализируются и сравниваются результаты лингвокультурологических экспериментов в 1998 и 2018 гг. и освещаются факторы, оказывающие влияние на формирование языковой и культурной картин мира.

Анализ результатов анкетирования на тему «Адаптация студентов первого курса ИИЯ ПетрГУ»
Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты анкетирования студентов первого курса англо-немецкого профиля подготовки по двум блокам: по вопросам адаптации к новым для них условиям жизни в университете и по умениям работать самостоятельно и саморазвиваться в языковой сфере, брать на себя ответственность за свое образование.

Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на базе английского
Аннотация. Большинство исследований, связанных с преподаванием вторых иностранных языков, касаются в первую очередь вопроса, связанного с подготовкой студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов по второй специальности. Что касается зарубежных исследований по проблеме поиска наиболее рациональных методов обучения второму иностранному языку, то интерес возник лишь относительно недавно. Таким образом, мы можем говорить о дефиците научных исследований по методике обучения второму иностранному языку.

О разработке критериев для оценки устного ответа на экзамене по основному языку на языковых специальностях
Аннотация. В статье сравниваются критерии устного ответа на ЕГЭ и разработанные критерии устного ответа на экзамене в конце первого года обучения на языковом факультете, подробно описываются принципы выставления итоговой оценки в летнюю сессию.